Преферанс
в теории и задачах
Москва, Литературно-художественное агентство ТОЗА, 1990.
П47020010201-259/183(2)-90 без объявл.
Художники: А. В. Овчаров, В. А. Кабалин, А. Л. Славин, А. Г. Вышарь
Редактор В. Н. Воронцов
Технический редактор Н. В. Воронцов
Корректор Т. Н. Родионова
Сдано в набор 01.09.90. Подп. в печать 17.10.90
Печать офсетная. Формат 60 х 84 1/16. Усл. печ. л. 4,0.
ООП Мособлстата.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ОСНОВ ПРЕФЕРАНСА
ЗАДАЧА И ДЕЙСТВИЯ "ВИСТУЮЩЕГО"
ДЕЙСТВИЯ "ИГРАЮЩЕГО". КОГДА СЛЕДУЕТ ПРИКУПАТЬ
Самый короткий путь к тому, чтобы научиться удачно разыгрывать множество раскладов, встречающихся в преферансе - это усвоение типичных комбинаций, представленных в виде задач.
Игрок должен уметь разыгрывать различные расклады и знать, как поступить в той или иной ситуации, в которую его поставит игра. Игрок будет либо в положении вистующего, либо в положении объявляющего игру, либо в положении имеющего одну и ту же карту, но в разных обстоятельствах. В этих трех основных ситуациях и необходимо разобраться.
Этому помогут представленные 45 задач с решениями, отражающих типичные расклады и элементы теории преферанса, поясняющие его сущность.
ПРАВИЛЬНОЕ ПОНИМАНИЕ ОСНОВ ПРЕФЕРАНСА
Основные положения игры не сводятся к тому, чтобы следовать шаблонным советам, которые часто ни в чем не основаны. Например: стараться попасть под козыря. Это неверно, надо стараться дать играющему меньше взяток, а не попасть под козыря. Или: если есть вист, то обязательно вистовать. Это тоже неверно, часто с верным вистом при некоторых обстоятельствах выгоднее для себя спасовать. Еще: стремиться скорее кончить пульку. Такое стремление ведет к риску, а риск к проигрышу.
Правильно понимать основные положения преферанса - значит понимать, в чем состоят задачи вистующих и играющего.
ЗАДАЧА И ДЕЙСТВИЯ "ВИСТУЮЩЕГО"
Играя, чаще всего приходится быть в положении вистующего. К тому же хороший игрок при равных условиях сумеет написать на висту много больше слабого игрока. Поэтому начнем с выяснения задачи вистующих и способов выполнения этой задачи. Исходя из того, что для каждого партнера выгодно оставить играющего "без", вистующие должны стремиться сделать именно это, а не гнаться за тем, чтобы самому взять как можно больше взяток.
Чтобы иметь шансы оставить играющего "без", нужно правильно разыграть игру. Для этого обычно приходится открывать вист. Таким образом, кто-нибудь из вистующих, в целях открыть вист, должен пасовать и, следовательно, рискует потерять свой вист. В данном случае такая потеря виста не есть проигрыш, если благодаря открытой играющий остался "без". Разумеется когда обоим вистующим ясно, как играть в темную, тогда уступать вист неправильно, т. к. подобная уступка приведет к потере виста и только. Исключение - тот случай, когда вистующий не имеет верного хода, но имеет верный вист и при этом должен объявить вист или пас первым. Пасовать в таком положении игрок не имеет права, т. к. его партнер может предположить, что первый партнер пасует потому, что у него плохая карта и тоже спасовать. Результат: выпустили играющего и бесполезный спор - кто виноват? Смысл уступки виста тот, что если играющий (благодаря уступке) остался "без", то для потерявшего свой вист партнера это выгоднее, чем взять, допустим, свои 3 взятки и выпустить играющего.
Дело в том, что пропорционально разделенный штраф играющего и скидка с пульки играющего в соответствии с тем, сколько последний записал бы в случае выигрыша, превышают потерянный вист примерно на 1/3. Вообще же пасовать с хорошим вистом после того, как партнер сказал "вист" безопасно и в смысле потери виста. Наоборот - больше шансов, что завистовавший первым скажет в таком случае: "вист один", и тогда спасовавший с хорошим вистом откроет первого и возьмет чужой вист.
Еще один момент относительно правильного вистования: если у одного вистующего карта слабая, но он думает, что у другого сильная, то со слабой картой следует пасовать, чтобы предоставить способ разыгрывания партнеру с сильным вистом, так как только он может выбрать нужный способ (темная, светлая). Если объявлена темная, то вистующие должны при первой возможности показать свою сильную масть. С вистующим пока за кончим.
ДЕЙСТВИЯ "ИГРАЮШЕГО". КОГДА СЛЕДУЕТ ПРИКУПАТЬ
Играющему важно знать, какую масть назначить козырной, сколько играть, т. е. чем руководствоваться при назначении игры, что снести, смысл умышленного уменьшения игры и еще много тонкостей.
При назначении игры нужно исходить из следующего: предположить худший для себя расклад и соответственно этому назначить игру; конечно, когда был спор и карты партнеров до некоторой степени выяснились, то неразумно предполагать какой-то худущий расклад. Превышать игру, имея, скажем, 6 верных взяток с простой на семерную невыгодно, т. к. при удаче выигрыш небольшой, а проигрыш большой.
Прикупать следует тогда, когда на руках имеются верные взятки полностью или имеется такая карта, к которой легко можно прикупить взятку. Рассчитывать прикупить более одной взятки - ошибка, т. к., во-первых, почти никогда не удается прикупить двух взяток, во-вторых, результат удачной покупки (пустяковый выигрыш) не оправдывает риска остаться без двух и проиграть больше. Кроме того, что можно купить недостающую взятку, необходимо задать себе вопрос: не лучше ли с данной картой вистовать. Дело в том, что, допустим, имеются 5 взяток и еще шансы прикупить взятку; ясно, что следует прикупать. Но если кто-то уже сказал "пики", а ваша карта является отличным вистом, то, не задумываясь, следует пасовать. В этом случае есть надежда, что сказавший "пики" будет "без", что выгоднее, чем если бы вы сами сыграли простую игру. Если же он и выиграет игру, то вы все равно запишете полный вист.
Рассмотрим тот случай, когда вы с этой же картой прикупаете: если неудачно, то будете без одной, что не выгодно, если же удачно, то сыграете простую игру. Так лучше наверняка записать хороший вист, чем рисковать на покупку, что в идеале даст немногим более того, что даст полный вист. Иногда бывает выгодно пасовать с 5 взятками и тогда, когда данная карта никуда не годится и как вист. Пасовать с такой картой приходится редко, а именно тогда, когда при распасовке не берешь ни одной взятки и, следовательно, пишешь в игру, не отдавая виста, да еще партнеры ставят штраф. Это выгоднее простой игры, прикупка же в данном случае невыгодна. Чтобы показать на примерах, когда следует покупать, надо принять во внимание: силы партнеров, счет, ответственный или неответственный вист, не выгоднее ли вистовать, не выгоднее ли играть распасовку, на какой руке и т. д.
УМЫШЛЕННОЕ УМЕНЬШЕНИЕ ИГРЫ (ПОДВОД)
Эта комбинация математически невыгодна, но на плохих игроков она действует угнетающе: теряются и пасуют даже с хорошим вистом после двух, трех удачных "подводов". Назначение козырной масти и снос разъясняются в задачах.
В отношении риска на висту нельзя сказать, что рисковать не следует, т. к. в большинстве случаев вистующий не может определить, сколько у него взяток: иногда кажется, что не берешь взяток, а на самом деле берешь 3. Кроме того, риск на висту небольшой, т. к. остаться на висту без одной, т. е. вместо 4 взяток взять 3 - почти не проигрыш (конечно, если вист неответственный).
Кроме выдержки на игре и на висту необходима выдержка при разыгрывании раскладов. Это значит увидев, что есть ренонс (ренонс - масть, в которой игроку не сдано ни одной карты) не бросаться его делать. Имея, скажем, 4 козыря на одной руке, не бросаться сходить под козыря и т. д., т. к. сплошь и рядом ренонс не выгоден и ход под козыря даже с четырьмя козырями (хотя бы небольшими) бывает также не выгоден. Доказательство - в задачах, там же понятие о правильном сносе.
Цель распасовки - оживить игру в смысле риска, но сознательного игрока никакая распасовка не заставит рисковать, так как проигрыш от неудачной распасовки меньше проигрыша от "без" (штраф плюс висты). Разница в разыгрывании распасовки вчетвером и втроем та, что вчетвером разыгрывание поддается расчету, а втроем в значительно меньшей степени, т. к. неизвестны две карты (прикуп).
Ответственный вист - это когда вистующий отвечает тем же штрафом, если будет "без", что и играющий. Ответственный вист обычно начинается по окончании пульки с целью оживить игру к концу. Если ответственный вист вводится с самого начала пульки, это придает элемент азарта. Дело в том, что вистующий не может точно рассчитать число верных взяток и потому должен или часто пасовать, тогда преимущество связано с везением, или рисковать, тогда игра принимает азартный характер.
Преимущество хорошего игрока перед плохим в том, что он никогда много не проиграет при самом сильном невезении, играя же систематично - всегда выиграет. Если же ему еще и повезет, он выиграет много. Кроме того, хороший игрок получит эстетическое наслаждение от самого процесса игры.
Для хорошего игрока выгоден тот счет, где вистовая запись сильная, штраф "играющего" большой, пулька большая, штраф за распасовку средний, ответственный вист - только по окончании пульки или совсем без него.
Итак, хороший игрок - тот, кто понимает задачу вистующего и задачу играющего, готов ко всевозможным условиям игры (счет, партнеры, обстановка и т. д.) и правильно разыгрывает любые расклады, как в светлую, так и в темную.
1. Простой ренонс
2. Сложный ренонс
3. Случаи, когда делать ренонс неправильно
4. Случаи, когда вистующим необходимо козырять
5. Использование разложенных козырей
6. Ренонс и козыряние
7. Пример, когда один вистующий берет больше взяток, чем двое
(звездочка на рисунках обозначает "играющего")
Задача 1
Сколько взяток берут вистующие?
Задача 2
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 3
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 4
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 5
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 6
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 7
Объявлено 8 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 8
Объявлено 9 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 9
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 10
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 11
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 12
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 13
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 14
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 15
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 16
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 17
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 18
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 19
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 20
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 21
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 22
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 23
Объявлено 9 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 1. 1-туз пик. 2-маленькая пика. Всего три взятки.
Задача 2. 1-туз пик и опять в пику, 2-туз бубен и опять в бубну. Всего 4 взятки.
Задача 3. 1-пика. 2-играющий козыряет. 3-король червей и перебить тузом. 4-опять в пику. Всего 3 взятки.
Задача 4. 1-туз пик. 2-черва и перебить тузом. 3-пика. Всего 3 взятки.
Задача 5. 1-два раза в пику. 2-король червей и перебить тузом. 3-в пику 1. Всего пять взяток.
Задача 6. 1-туз пик. 2-семерка пик. 3-играющий козыряет. 4-восьмерка пик. Всего 4 взятки.
Задача 7. 1-девятка пик. 2-играющий козыряет. 3-маленькая пика и взять тузом. 4-десятка пик. Всего 3 взятки.
Задача 8. 1-пика. 2-играющий козыряет. 3-опять в пику. Всего две взятки.
Задача 9. Лучший ход вистующих - в пику с целью сделать ренонс в пиках; если играющий положит туза и козырнет, то вистующий ходит два раза в пику (тогда 4 взятки); если играющий положит даму, то вистующий бьет королем и отвечает в пику; играющий козыряет; вистую-щий - в бубну, бьет тузом, ходит в пику и бьет козырем. Всего четыре взятки.
Задача 10. Если делать ренонс в пиках, то играющий берет 6 взяток. Если же ходить под козыря, то только 4.
Задача 11. Если делать ренонс в пиках, то играющий берет 5 взяток; при другом же, каком угодно, ходе - только 4 (козырная масть в данном случае назначена неправильно).
Задача 12. Если делать ренонс в пиках, при помощи передачи хода на черву, то играющий берет 6 взяток; если же ходить под козыря, то только 4.
Задача 13. Вистующим необходимо 2 раза козырнуть, тогда играющий берет 7 взяток, иначе 8, так как дама треф падает на третью бубну.
Задача 14. Вистующим необходимо козырнуть 2 раза, тогда играющий берет 5 взяток, иначе 6, так как король треф падает на третью пику.
Задача 15. Вистующим необходимо козырнуть 2 раза, тогда играющий берет 5 взяток; если не козырнуть, то играющий берет 6 взяток, так как 2 козыря вистующего падают на пику.
Задача 16. Три раза в пику, тогда играющий берет 5 взяток, иначе 6.
Задача 17. Три раза в пику, тогда играющий берет 6 взяток, иначе 7.
Задача 18. 1-туз пик. 2-маленькая пика. 3-играющий козыряет. 4-пика - и у вистующих берут 3 козыря, иначе делают только 2; всего 4 взятки.
Задача 19. 1-семерка пик. 2-играющий козыряет. З-пика, взять тузом и ответить пику. Всего 4 взятки.
Задача 20. Два раза в пику, передача на черву и опять в пику; тогда играющий берет 4 взятки, иначе 5.
Задача 21. 1-девятка червей; играющий кладет короля, третья рука бьет тузом. 2-десятка пик и перебить тузом, играющий сбрасывает валета. 3-десятка червей и два козыря вистующих делают.
Задача 22. Ренонс в пиках и козырнуть два раза; тогда играющий берет 5 взяток, иначе 6.
Задача 23. Если вистуют оба, то играющий берет 9 взяток, если только вторая рука (одна), то играющий берет только 4 взятки, так как тогда вторая рука ходит сразу под козыря и у играющего не хватает козырей.
1. Простое отыгрывание масти.
2. Сложное отыгрывание масти.
3. Назначение козырной масти.
4. Назначение игры.
5. Снос.
Задача 24
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 25
Объявлены трефы Сколько взяток берут вистующие?
Задача 26
Объявлены трефы. Сколько взяток берет играющий?
Задача 27
Объявлено 7 треф. Сколько взяток Бере играющий?
Задача 28
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берет играющий?
Задача 29
Объявлено 8 треф. Сколько взяток берет играющий?
Задача 30
Какую масть назначить козырной?
Задача 31
Сколько назначить?
Задача 32
Что снести?
Задача 33
Что снести?
Задача 34
Что снести?
Задача 24. Три раза козырнуть и в пику: тогда играющий берет семь взяток.
Задача 25. Два раза козырнуть и два раза в пику (или сначала два раза в пику); тогда играющий берет 6 взяток.
Задача 26. Три раза козырнуть, затем семеркой и королем пик, тогда делает валет пик; всего 6 взяток.
Задача 27. Раз козырнуть, затем королем и десяткой пик, тогда делает девятка пик; всего 8взяток.
Задача 28. 1-козырнуть. 2-дама пик. 3-валет пик, тогда делает восьмерка пик. Всего 8 взяток.
Задача 29. 1-козырнуть. 2-туз пик. 3-дама пик, тогда делает десятка пик; всего 9 взяток.
Задача 30. Если назначить козырями трефы, то в худшем случае играющий берет 5 взяток (как в данном случае); если же - бубны, то в худшем случае 7.
Задача 31. В данном случае чистых только 7 - 7 пик, 7 треф или 7 "без козырей".
Задача 32. Лучше снести 2 бубны, так как бубна навряд ли сделает, а оставить пики, которыми есть надежда выбить козыря.
Задача 33. Лучше снести одну бубну и одну черву, а не 2 бубны или 2 червы, так как в последнем случае часто третья бубна или черва вистующего идет под козыря и играющему и вистующему и, следовательно, в большинстве случаев делает лишний козырь вистующих.
Задача 34. Снести следует 2 пики: так как данная пика делает, почти без исключения, только при своем ходе (при чужом ходе почти всегда ренонс), а данная бубна - как при своем, так и при чужом ходе делает часто взятку.
Задача 35
Правильно разыграть.
Задача 36
Правильно разыграть.
Задача 37
Объявлено 7 треф. Сколько взяток берет играющий?
Задача 38
Объявлено 8 треф. Сколько взяток берет играющий?
Задача 39
Объявлено 9 без козырей. Сколько взяток берет играющий?
Задача 40
Объявлено 9 треф. Сколько взяток берет играющий?
Задача 41
Снести что угодно, но сыграть 7 (в чем угодно)
Задача 42
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 43
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 44
Объявлено 9 бубен (нечаянно) и выиграно. При каком раскладе?
Задача 45
Объявлены трефы. Сколько взяток берут вистующие?
Задача 35. Лучше всего первый ход в короля пик, затем маленькой бубной; если партнер ответит пикой, то нести короля треф, если же трефой, то побить королем и ответить в трефу.
Задача 36. Два раза в пику, тогда только две взятки, иначе могут быть четыре.
Задача 37. Четыре раза козырнуть, затем в семерку пик; у вистующих остаются король, дама пик, король, валет бубен и дама червей; лучший ход вистующих ответить в пику; в таком случае играющий берет ее тузом и козыряет. Если вистующие снесут пику, то делает восьмерка пик, если черву, то делает дама бубен, если бубну, то тоже дама бубен делает. Всего восемь взяток.
Задача 38. 1 - семерка пик с целью сделать ренонс в пиках, если играющий положит туза пик, то возьмет 7 взяток, так как тогда ренонс в пиках удается; если даму, то ренонса в пиках не будет и играющий возьмет 8 взяток.
Задача 39. Можно выиграть девять, играя, положим, так: два раза в бубну - несется, положим, черва и одна ненужная пика; 2 раза в черву - остается нести 2 трефы, так как пику нельзя нести; затем 3 раза в трефу и в вальта пик, тогда делает десятка пик (с данной картой играющий может проиграть "девятерную" только в темную).
Задача 40. Первый вистующий должен пасовать, второй же должен вистовать один - тогда играющий берет 4 взятки, если же вистуют оба, то играющий берет 9 взяток.
Задача 41. Сносятся две червы и играется семь бубен, первый ход в трефу.
Задача 42. Если вистующий ходит в пику, бубну или черву, то играющий легко выигрывает игру; если же вистующий ходит в туза и даму треф, то играющий отвечает 2 раза в бубну, вистующий отвечает в бубну, играющий бьет козырем, козыряет последним козырем и выигрывает игру.
Задача 43. 1 - пика. 2 - играющий бьет и козыряет. З - пика, играющий сбрасывает валета. 4 - валет бубен перебит тузом. 5 - пика и бьется козырем. Всего 4 взятки.
Задача 44. Восьмерка и девятка бубен в снос, остальные 4 бубны пополам.
Задача 45. 1 - в пику (можно раз сходить в бубну, затем в туза червей, но потом уж в пику); если играющий ходит в бубну, то повторить в пику (следовательно подыгранная масть бьется козырем), если же играющий козыряет, то делает король треф. Таким образом, делая или ренонс в пиках, или делая взятку на короля треф, вистующие берут 4 взятки, иначе 3 взятки.